Использование масляной пастели 2

Объединение отдельных элементов контурного рисунка в единое целое

Базовая техника наложения темной краски на поверхность более светлой и последующего ее удаления может быть видоизменена, если на начальной стадии работы выполнить рисунок в черных контурах. Затем следует заштриховать рисунок масляной пастелью светлых тонов, а образованный слой покрыть черной пастелью. После снятия краски рисунок в черных контурах открывается вновь.

Портретный рисунок в слое грунта розового тона

В данном примере рисунок в грубоватых резких контурах был выполнен масляной пастелью черного цвета на гладкой белой бумаге. Все пространство рисунка затем было заштриховано пастелью розового тона и впоследствии черной. Затем верхний слой краски был полностью удален лезвием. Введение изображения в единый, слегка фактурный грунт на гладкой поверхности бумаги придает работе особенный характер.

Масляная пастель
Портретный рисунок в слое грунта розового тона

Снятие краски с поверхности грубой фактурной бумаги

Во время работы на фактурной бумаге накладываемые слои масляной пастели скрывают краски нижнего слоя, вступив в контакт лишь с верхними участками — гребнем» рельефа — поверхности бумаги (на которую предварительно были также нанесены слои краски). По мере формирования слоев краски нижние участки основы — пустоты между «гребнями» рельефа — постепенно наполняются краской. Когда краска снимается с поверхности лезвием, верхние наложенные слои краски вдавливаются в пустоты, окружающие «гребни», в то время как собственно «гребни» (в результате выскабливания верхних слоев) вновь покрывает первый слой краски. Цвет и фактура приобретают живой, разнообразный характер.

Масляная пастель
Снятие краски с поверхности грубой фактурной бумаги

Данная техника может успешно использоваться в комбинации с акварельными или акриловыми красками — здесь «сопротивление воска», его водоотталкивающий эффект, означает, что краска вступает в контакт с бумагой только на участках, свободных от масляной пастели.

Эффекты богатого, насыщенного цвета и фактуры, которые могут достигаться при использовании этой техники на грубой бумаге, продемонстрированы на нижней иллюстрации. Разумеется, нельзя гарантировать долговечность таких работ, поскольку производители масляной пастели не всегда идентифицируют качество и светостойкость используемых пигментов.

Использование техники снятия краски с поверхности фактурной бумаги

Участки внутри черного контура — туловище и голова носорога — заполнены сине-зеленой краской. Основа покрыта желтой; затем вся поверхность работы покрывается теплой коричневой, потом — черной. Затем с нее удаляется верхний слой краски при помощи лезвия. Грубый и разнообразный характер фактуры удачно согласуется с типом выбранного объекта.

Масляная пастель в комбинации с акварелью или акрилом

Используя в работе гидрофобность воска, т. е. его водоотталкивающие свойства, художник может применять масляную пастель вместе с акварельными красками, чтобы сформировать фактурный слой под участки определенного тона или цвета обычно на грубозернистой бумаге. Акварель образует крепкую связь с основой только на участках, свободных от масляной пастели.

С большим успехом в комбинации с масляной пастелью используется единственный слой акриловых красок. Например, вы можете нанести штриховку масляной пастелью светлых тонов на поверхность грубой фактурной основы-грунта, покрыть ее слоем акриловой краски темных тонов (двойной эмульсионной консистенции) и затем снять краску с поверхности влажного акрила.

Масляная пастель
1. Используя желтую масляную пастель, нанесите штриховку на всю поверхность бумаги.

Масляная пастель
2. Работая очень быстро, нанесите кистью поверх масляной пастели слой синей акриловой краски.

Масляная пастель
3. Переверните лист «с ног на голову» и удалите краску, чтобы создать фактуру на участках небосвода.

Масляная пастель
4. Используйте заточенную «под долото» деревянную палочку, чтобы снять краску и образовать контуры рисунка.

В рисунке часовни, представленном ниже, на всю поверхность бумаги с грубой фактурой сначала была нанесена штриховка желтой масляной пастелью. Затем все пространство основы было покрыто слоем синей акриловой краски. После этого был сделан контурный рисунок — с помощью деревянной палочки, заточенной «под долото».

Масляная пастель
Завершенный рисунок. Часовня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *