Акварельные чернила

В своё время их недооценивали, считая недостаточно выразительным изобразительным материалом. Но я твёрдо убеждён и сумел доказать это, что использование акварельных чернил оправдывает себя. Они хороши и для освоения техники акварели, и как самостоятельное изобразительное средство. Удобны они и в дороге при выполнении набросков, предварительных зарисовок. Водный раствор чернил также хорошо подходит для одноцветных (монохромных) акварелей.

Puc. 9. пробные мазки, выполненные перьевой ручкой и акварельными чернилами. Интенсивность пятна зависит от количества используемой воды. Толстые и нитео^азные мазки выполняются концом пера.

Рис. 10. Это полезное упражнение. Сначала ставится чернильное пятно, затем кисть опускается в воду и делается так называемая шкала интенсивности цвета. Это упражнение следует выполнить несколько раз, надо набить руку и научиться чувствовать на практике изменение цвета в зависимости от качества воды, и чернил.

В не студийных условиях вместо ручки для пера, пузырька с чернилами вполне можно использовать осциллографический (с чёрным стержнем) или шариковую ручки. Бумага должна быть высокого качества — писчая или блокнот MEDIOEVALIS (желательно Фабриано). Всё это кладётся в карман и извлекается по мере необходимости. Предварительные зарисовки, выполненные в пути или на природе, можно уже в студии обработать акварельными красками, но учти — акварель не любит ярких, чётких линий. Имей в виду, что обычная тушь, использованная для предварительной работы, высохнув, не растворяется водой. Рисунок «заволнится», будет выглядеть неопрятным.
Полагаю, что эта техника письма была открыта по чистой случайности — на чернила случайно упала капля воды и растворила их. Это навело человека на размышления…


Прежде чем перейти к серьёзной работе с акварелью, я бы рекомендовал проанализировать суть этой техники и выполнить несколько упражнений. Итак, вода растворяет чернила, в результате линии растекаются и образуют цветные пятна разной степени интенсивности, что зависит от количества воды и чернил. Мастер работает кистью, определяя светотеневые отношения. И вот, наконец, работа приобретает законченный вид. Если рисунок выполнялся ручкой, в результате получается монохромная акварель.

Переходим к упражнениям. Постарайся натренировать руку, проводи самые разные линии — косые, крестообразные, нитеобразные. Варьируй нажим. Пусть будут линии и короткие, и длинные. Теперь дай им высохнуть и, используя дистиллированную воду, частично раствори их (рис. 9).Обрати внимание, как растворяются чернила. Поэкспериментируй — линии могут остаться видимыми, а могут стать и совсем незаметными. Это зависит от силы нажима пера и количества воды.
Обрати внимание на тональность — она варьируется от почти белой до интенсивно чёрной. Для того чтобы выполнить удачную одноцветную акварель, надо хорошо разбираться в градации интенсивности цвета.
Упражнения выполняют несколько раз. Умение приходит только с практикой, через какое-то время ты будешь чувствовать себя более уверенно с кистью и водой.
Теперь от линий перейдём к изображению предмета, например, гриба. Работа включает две фазы. Первая — рисунок, он вверху. Обрати внимание — он выполнен по всем правилам: основные линии, штриховка и светотень. Я немного смочил кисть водой и выделил наиболее тёмные части — шляпку и мох.
Затем я дал рисунку высохнуть и приступил к работе кисточкой, уделяя особое внимание светотеневым отношениям. Обрати внимание — в готовой работе линии только подчёркивают форму гриба.
При выполнении работы не надо торопиться. Следует дождаться, когда одна часть высохнет, и только после этого переходить к другой.

Следующий этап — небольшой пейзаж. Это очень благодатная тематика. Часто в дороге, по пути куда-нибудь человек видит прекрасные места. Если под рукой имеется подходящий материал, можно сделать предварительную зарисовку, а дома завершить начатое — выполнить акварель. Давай сначала сделаем ещё несколько тренировочных работ. Ты можешь выполнять их ручкой, а дома используй кисть. Это полезные упражнения. Советую ознакомиться с практическим пособием «Акварельные рисунки, выполненные ручкой», У. Желберт, издательство «Иль Кастелло».

Рис. 13. Однотонные пейзажи, выполненные акварельными чернилами. Хочу отметить экспрессивность пятен разной степени интенсивности.

 

Рис. 15. Пейзажи замечательных пляжей, поистине райских уголков Тихого океана. Они исполнены в быстрой манере с минимальным количеством линий. Художник работал мастерски и смог достичь единства формы и содержания. Акварель делает, пейзажи очень выразительными.Ещё три пейзажа. Они выполнены на бумаге производства Коста-Рики, содержащей волокна банановых стеблей. Бананы, как известно, у нас не произрастают. Я советую тебе испробовать разные типы бумаги. В акварельной живописи результат во многом зависит от адсорбирующих свойств материала, на котором ты работаешь. Мы пока не затрагиваем принципы работы с многоцветной акварелью, но хочу подчеркнуть, что полихромные работы более эффектны. Это относится и к другим видам живописи. Сначала надо нанести на бумагу основной рисунок и, что очень важно, следует смочить бумагу. Рисунок может быть и самостоятельной работой, и основой для будущей акварели (см. далее).


Рис. 16. Ещё один пейзаж. Обрати внимание па пятна разной степени интенсивности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *